Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев 5 мая подписал Указ «О проведении 5 июня 2022 года республиканского референдума». Для его подготовки осталось мало времени, поэтому ответственные органы должны подойти к этому вопросу со всей серьезностью.
Согласно статьи 20 Конституционного закона Республики Казахстан «О республиканском референдуме» подготовку к референдуму осуществляют Центральная, территориальная и участковая комиссии референдума, а их функции выполняют избирательные комиссии.
Ожидается, что в Жамбылской области к подготовке и проведению референдума будут привлечены 844 члена 12 территориальных избирательных комисий и 3748 членов 492 участковых избиркомов региона.
В соответствии со специально утвержденным графиком ЦИК начата подготовка к референдуму в территориальных и участковых избирательных комиссиях. В первую очередь в соответствии со статьей 24 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан» и ст. 25 Закона «О республиканском референдуме» местным исполнительным органом на основании государственной базы данных физических лиц составляется список граждан (избирателей), имеющих право на участие в референдуме. В соответствии с постановлением ЦИК РК от 23 августа 2018 года №11/196 «Правила проверки и представления сведений о границах избирательных участков и избирателях» проверка списков избирателей осуществляется территориальными избирательными комиссиями по выделенному каналу государственной информационной системы «Сайлау» через местные исполнительные органы. Список граждан, имеющих право участвовать в референдуме в Жамбылской области, на 1 апреля составлял 688 001 человек.
Изменения и дополнения в Конституцию, выносимые на республиканский референдум, принимаются, если их поддержало более половины граждан, принявших участие в голосовании, не менее чем в двух третях областей, городах республиканского значения и столице. Поэтому перед местными исполнительными органами стоит задача по уточнению списков, составляемых местными исполнительными органами по месту жительства граждан, имеющих право на участие в референдуме. Второй вопрос – оснащение избирательных участков в соответствии с законом и укомплектованность комиссий референдума. В области 492 участка для голосования по референдуму, 361 из которых расположены в школах, поэтому ремонт в школах должен быть приостановлен на время проведения референдума.
В соответствии с подпунктом 1 статьи 8 Закона Республики Казахстан «О республиканском референдуме» расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума, покрываются только за счет средств республиканского бюджета. Сюда входят организация работы избирательных комиссий и заработная плата, выплачиваемая за их деятельность; аренда помещений избирательной комиссии и помещений для голосовния, подготовка информационных материалов, на командировочные расходы. Агитационные материалы готовятся общественными организациями. Здесь следует иметь ввиду, что они должны содержать информацию об организациях, опубликовавших агитационные материалы, месте и распространении их публикации, а также лицах, ответственных за их публикацию. Распростанение материалов скрытой агитации запрещено. Очень важно в соответствии с требованиями закона обеспечить соблюдение права лиц с инвалидностью на участие в референдуме и создать условия для их беспрепятственного доступа и голосования при оборудовании помещения для голосования. В местах проведения референдума должны быть установлены пандусы и тактильные дорожки.
Уже начата работа колл-центров в городских и районных центрах.
На избирательном участке будут оборудованы и обеспечены необходимым оборудованием специальные кабины для людей с ограниченными возможностями в соответствии с инструкцией, утвержденной ЦИК РК.
Территориальные комиссии помимо осуществления контроля за исполнением закона о референдуме на территории соответствующих административно-территориальных единиц, будут проводить пресс-конференции с представителями средств массовой информации, общественных объединений, встречи с наблюдателями от зарубежных стран и международных организаций, политических партий и общественнных организаций, в ходе которых ознакомят с ходом подготовки к референдуму и разъяснят нормы закона о референдуме.
Избирательные участки будут оснащены необходимым оборудованием, граждане будут ознакомлены со списком граждан, имеющих право на участие в референдуме, и эти списки будут обновляться. Областной избирком информирует граждан о дате и времени голосования, местонахождении избирательного участка и порядке его проведения, организует голосование на избирательном участке и так далее.
Во избежание разного рода кривотолков в день референдума, местным исполнительным органам необходимо заранее обозначить маршруты движения автобусов в городах и поселках.