ИННОВАЦИИ В СЕЛО

0 3

В одном из предыдущих номеров газеты мы писали о молодом предпринимателе Азизе Рзаеве, который выиграл инновационный грант на областном конкурсе «Тәуелсіздік ұрпақтары». На конкурс Азиз предложил инновационный метод выращивания зерновых с помощью технологии гидропоники.

Прошло несколько месяцев, энергичный предприниматель не сидел сложа руки, он уже успел установить оборудование и опробовать свою идею. С помощью компании ТОО «Agro Green Tehnology» из города Тараз было привезено и смонтировано необходимое оборудование и отлажена технология. Мы решили своими глазами увидеть комплекс и выехали на объект. Как оказалось, все очень технологично: в гараже, расположенном во дворе дома, расположился оборудованный контейнер со стеллажами. Семь рядов стеллажей выстроены этажами. По краям расположены трубочки с форсунками, распыляющими воду и фитолампы, освещающие растения. Все это работает автоматически и управляется компьютером. На сегодняшний день методом гидропоники выращивается пшеница. «Моя работа заключается в том, чтобы вынуть стеллажи с пророщенной пшеницей, затем замочить зерно, выложить на стеллажи и поставить в контейнер. В принципе, на этом работа заканчивается. Время от времени я проверяю влажность, нужно следить, чтобы не появилась плесень. Ну или если что-то сломается, надо будет починить», — рассказывает начинающий бизнесмен. На обслуживание одного комплекса нужно два человека.

Технологический процесс настроен так, чтобы каждый день можно было бы получать от 150 до 200 кг пророщенной пшеницы. Сейчас Азиз поставляет продукцию своим партнерам, с которыми он предварительно заключал договор. В данное время все работает как часы, но как рассказывает наш собеседник, это на словах в начале деятельности было так легко. На самом деле была проведена огромная работа по наладке оборудования. «У нас со специалистами ушло два месяца для того, чтобы наладить здесь все. Здесь учитывается все — влажность, расположение, сорта семян. Все оборудование и технологии израильские. Пришлось дополнительно теплоизолировать контейнер, наш климат отличается. И даже после того, как все было налажено, не обошлось без проблем. Первый мой блин оказался комом, — вспоминает Азиз, — Я заранее заключил договор с поставщиками семян, они обещали, что это хорошие, качественные семена. Я их стал сеять и …. все всходило очень плохо. Сперва я грешил на систему, созванивался со специалистами, они то мне и сказали, что вся проблема в семенах. Закупил другую партию и все пошло. Пришлось возвращать закупленные ранее семена. Теперь я понимаю, что лучше переплатить, но брать качественный товар». Примечательно, что по сравнению с традиционным кормом откорм скота пророщенной пшеницей или ячменем имеет существенные преимущества. Во-первых, увеличивается объем, засевая 1 кг пшеницы можно получить 7 кг питательной и вкусной зеленой массы, которую, кстати, попробовали на вкус и мы, оказалось довольно вкусно. Можно вместо, условно, 1 кг корма давать 3,5 кг пророщенной пшеницы, вдвое снижая расход. Второе преимущество, в том, что скот с большим удовольствием поедает зеленую массу и быстро набирает вес. Животноводы заметили, что даже скот не особенно охотно поедающий сухой корм, пророщенный корм съедает без остатка. В общем, плюсов много, из минусов конечно же цена, но молодой предприниматель примерно, просчитал, что затраты должны окупиться в течении 2,5 лет. После чего Азиз планирует расширить свою ферму и добавить еще одную установку. «Ко мне часто приходят или звонят знакомые и соседи, которые тоже занимаются или хотели бы заняться подобной деятельностью, я стараюсь помочь советом. Считаю, что знания должны распространятся свободно. Я думаю, что чем больше людей будут знать о новых технологиях и заниматься этим тем лучше. Недавно, достигли устной договоренности с руководством одного из наших колледжей, о том, что они будут отправлять своих студентов-агрономов ко мне, чтобы они могли своими глазами увидеть технологии гидропоники», — поделился мыслями Азиз. Как оказалось, у нашего героя большая тяга к новому. Помимо гидропоники Азиз уже продумывает новые виды бизнеса и как диверсифицировать свою деятельность. Он говорит, что нельзя сидеть на одном месте и призывает молодежь искать новые ниши и открывать для себя новые горизонты.